• 1 Реестр IT специалистов
  • 1 Портал интерактивных услуг
  • 1 Обсудить законопроект Об электронном правительстве
  • 1
  • 2
  • 1

Доклад заместителя генерального директора УзАСИ Ш.М. Атамухамедова на тему: «Объективные предпосылки разработки и приятия Закона Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» на международном «круглом столе

1 ноября 2012

Важнейшим направлением демократического обновления и модернизации страны, построения открытого сильного гражданского общества является обеспечение прозрачности в деятельности органов государственной власти и управления, систематическое информирование широкой общественности и населения о ходе проводимых в Узбекистане политических, экономических и социальных реформ.

С первых дней независимости в этом направлении осуществляется огромная по своим масштабам работа.

А именно:

  • создана значительная законодательная база, направленная на информирование общественности о деятельности органов государственной власти и управления, обеспечение широкого доступа населения, общественных объединений и СМИ к соответствующей информации;
  • сформированы необходимые условия по реализации принципов общедоступности и достоверности информации о деятельности органов государственной власти и управления;
  • обеспечен широкий доступ населения к информационным источникам органов государственной власти и управления, в том числе через их информационные службы и веб-сайты.

В Узбекистане уделяется большое внимание вопросам внедрения и развития информационных технологий в деятельности государственных органов, как одного из самых важных составляющих информационного общества. Информационные ресурсы государственных органов в сети Интернет играют важную роль в информировании населения, мировой общественности об общественно-политической и социально-экономической жизни Узбекистана, освещении деятельности Правительства, государственных органов, а также предоставления интерактивных государственных услуг. В рамках реализации

Правительственных программ по развитию и внедрению ИКТ в государственное управление в сентябре 2003 г. был разработан и размещен в сети Интернет Правительственный портал Республики Узбекистан по адресу www.gov.uz.

Его целями являются:

  • обеспечение информированности населения республики и международной общественности о деятельности Правительства Республики Узбекистан, о проводимых реформах в общественно-политической и социально-экономической жизни республики путем создания и размещения соответствующих информационных ресурсов;
  • содействие в повышении эффективности взаимодействия организаций с физическими и юридическими лицами;
  • информирование населения о возможностях и процедурах их взаимодействия с соответствующими организациями;
  • содействие в повышении качества и эффективности деятельности организаций за счет роста уровня оперативности обмена и распространения информации, уровня информированности организаций.

В 2009 году в рамках выполнения государственной программы по дальнейшему развитию производственной и социальной инфраструктуры были проведены работы по модернизации Правительственного портала на новой программной платформе с учетом модулей G2C и G2B. В настоящее время на Правительственном портале созданы более 60 разделов и информационных блоков по услугам государственных органов, относящиеся к модулям «Гражданину» (G2C), Предпринимателю (G2B) и Иностранному гражданину (G2E).

В целях обеспечения достоверности, целостности и своевременности информации, размещаемой на Правительственном портале Республики Узбекистан было принято правительственное решение № 116 от 21.04.2009 г. «О порядке представления и размещения информации на Правительственном портале Республики Узбекистан в сети Интернет».
В рамках выполнения данного правительственного решения разработана и функционирует онлайн система управления информационными материалами государственных органов для своевременного согласования и размещения информации на Правительственном портале.

Данная система позволила информационным службам госорганов своевременно предоставлять информацию, вести статистику предоставленных материалов в различных разрезах представления, а также вести систематизированный банк данных аналитических, статистический и иных материалов по основным направлениям деятельности Правительственного портала.

Правительством страны принят ряд решений, определяющих дальнейшее совершенствование деятельности государственных органов в развитии своих веб-сайтов. К этим решениям можно отнести Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 256 от 22 ноября 2005 года, в котором установлено, что информация, размещаемая на сайте государственного органа, имеет равнозначную силу с информацией, публикуемой в средствах массовой информации.

По данным WWW.UZ, в 2010 году количество посетителей сайтов государственных органов составило более 1,4 млн. пользователей, которыми было просмотрено более 8,3 млн. страниц. К концу 2011 года сайты государственных органов уже посетило 2 166 774 пользователя, которые просмотрели 19 735 674 млн. страниц.

В настоящее время в сети Интернет доступны 114 сайтов органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах, их совокупная доступность составила по итогам 2 месяцев 2012 года 97,9%, что на 4,7% выше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.

В рамках реформирования информационной сферы и обеспечения права доступа к информации в законопроекте об открытости деятельности государственных органов закреплены обязанности госорганов поддержании и развитии веб-сайтов.

В законопроекте определен перечень информации, обязательной для размещения на веб-сайте госорганов, также веб-сайт обозначен как один из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органа государственной власти и управления.

В части ответственности установлено, что руководитель органа государственной власти и управления несет ответственность за актуальность и достоверность информации, размещаемой на официальном веб-сайте.

В настоящее время ведутся работы по разработке и запуску Персонального кабинета для юридических и физических лиц на Правительственном портале Республики Узбекистан с предоставлением возможности внесения электронного обращения в государственные структуры Узбекистана.

В Персональном кабинете пользователям будут созданы условия по подаче электронных обращений в государственные органы, по заполнению общедоступных электронных форм, бланков и других форм отчетностей, доступен реестр государственных интерактивных услуг, создана возможность хранения поданных электронных обращений, ведение единой статистики по количеству подданных обращений, отработанных и не принятых к рассмотрению в разрезе регионов, временного интервала или министерств, а также возможность оценки качества рассмотрения обращения со стороны государственных органов.

В целом запуск Персонального кабинета позволит создать условия по повышению эффективности деятельности государственных органов за счет обеспечения оперативности их взаимодействия с физическими и юридическими лицами посредством использования информационно-коммуникационных технологий, а также оптимизировать потоки информации на бумажных носителях.

В целях повышения уровня удовлетворении информационных потребностей населения и общества в объективной и разносторонней информации в органах государственной власти и управления были созданы информационные службы, совершенствован порядок аккредитации представителей СМИ республики при органах государственной власти, фактически заново была создана система периодической печати, реформирована телерадиовещательная система, созданы независимые телерадиоканалы.

При этом, до сих пор не сформирована необходимая законодательная база, обеспечивающая транспарентность деятельности властных структур, регулирующая механизмы взаимодействия органов государственной власти и управления и СМИ, и предусматривающая осуществление общественного контроля со стороны масс-медиа.

Роль государства заключается в том, чтобы активно участвовать на рынке информации не только в качестве регулятора, но и источника информации, необходимой участникам экономических отношений для принятия решений. Прежде всего это касается информирования о реализуемых проектах и программах, реформах и ожидаемых изменениях в политике.

Нынешний этап демократических реформ в Узбекистане, современные реалии и тенденции требуют принятия дополнительных мер по дальнейшему углублению процессов либерализации информационной сферы, создания эффективных правовых механизмов, направленных на усиление роли СМИ в обеспечении общественного и парламентского контроля за деятельностью органов государственной власти и управления, тесной связи между властью и общественностью, а также на активизацию деятельности информационных служб государственных и общественных объединений, негосударственных некоммерческих организаций, медиа-структур.

В докладе Президента Республики Узбекистан «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» на совместном заседании палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, состоявшемся 12 ноября 2010 года, определен ряд приоритетных задач по реформированию информационной сферы, обеспечению свободы информации и слова.

Президентом республики выдвинута инициатива принятия Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления». Как было отмечено в докладе, принятие данного закона могло бы расшить узкие места в осуществлении конституционного права граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и управления и, наряду с этим, во многом повысить транспарентность в работе государственных органов, качества освещения их деятельности в средствах массовой информации, а также ответственность органов государственной власти и управления за качество принимаемых ими решений.

В целях практической реализации поставленных задач разработан проект Закона Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», который обеспечивает информационную открытость деятельности органов государственной власти и управления в рамках проводимых в стране реформ, внешней и внутренней политики государства с учетом политического плюрализма, многообразия мнений о событиях, происходящих в стране и за ее пределами.

Разработчики законопроекта провели инвентаризацию действующего законодательства, сравнительно-сопоставительный анализ актов законодательства Узбекистана и развитых демократических стран в сферах обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и управления, доступа к информации (Германия, Бельгия, Южная Корея и др.). Это позволило разработать законопроект с учетом самого передового международного опыта и существующего законодательства, действующего в Узбекистане.

Основой для разработки проекта закона послужили примеры урегулирования подобного рода отношений в западных странах. К примеру, тщательно проанализирован Закон Бельгии «О гласности в сфере администрации», в частности вопрос о порядке ознакомления с административными документами и информационными материалами «на месте». Интересным для разработчик стал опыт Великобритании. В английском законе «О свободе информации» детально прописан порядок предоставления информации по запросу, права лиц, представляющих запрос, сроки удовлетворения запроса, а также послужил теоретической основой проведения сравнительного анализа действующего законодательства развитых стран.

Основными задачами проекта Закона Республики Узбекистан является обеспечение органами государственной власти и управления прав пользователей на доступ к информации о деятельности госорганов, информирование населения о принятых решениях высших органов государственной власти и управления.

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной власти и управления определены прозрачность, открытость, актуальность, оперативность, интерактивность предоставляемой информации с соблюдением прав и законных интересов третьих лиц.

Разрабатываемый закон распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа физических и юридических лиц к информации о деятельности органов государственной власти и управления.

К примеру, литовский закон «О праве на получение информации от государственных учреждений и учреждений самоуправления» в статье 1 также определяет, что закон «устанавливает право лица на получение информации от государственных учреждений и учреждений самоуправлений, а также порядок осуществления этого права».

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной власти и управления определены прозрачность, открытость, актуальность, оперативность и достоверность.

К примеру в законе Эстонии «О публичной информации» среди принципов определены максимально быстрые и удобные способы доступа к информации, возможность оспаривания решений государственных органов и бесплатность предоставления услуг по обеспечению доступа к информации, а в статье 4 Закона РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» также как в проекте закона РУз перечислены открытость, доступность, достоверность и своевременность предоставления информации.

Информационная сфера становится одним из важнейших объектов государственного управления, а ее регулирование — актуальной задачей. Основным инструментом государственного управления информационной сферой, определяющей содержание такого управления, является государственная информационная политика, в проведении которой весомую роль играют пресс-службы органов государственной власти.

На законодательном уровне закреплено требование наличия информационной службы в каждом государственном органе как обособленное структурное подразделение.

  • В законопроекте сказано, что информационная служба:
  • информирует общественность о реализации государственной политики органа государственной власти и управления в пределах предоставленных полномочий;
  • обеспечивает публикацию в национальных средствах массовой информации нормативно-правовых актов принятых органом государственной власти и управления;
  • принимает меры по освещению в средствах массовой информации деятельности органа государственной власти и управления путем организации различных общественных мероприятий;
  • обновляет информационные ресурсы на официальном веб-сайте органа государственной власти и управления;
  • анализирует и информирует руководство органа государственной власти и управления о состоянии общественного мнения и отношении местных, республиканских и зарубежных средств массовой информации к органу государственной власти и управления.

Один из самых наглядных примеров быстрого развития ИКТ в стране — динамичный рост количества Интернет пользователей и абонентов мобильной связи. В настоящее время в стране количество абонентов мобильной связи составляет более 20 млн. человек, а количество пользователей сети Интернет достигло 8,8 млн. человек. С целью создания благоприятных условий для развития интернет-услуг в 2011 году стоимость интернет-каналов для операторов и провайдеров была снижена в 2,9 раза.

Сегодня в Узбекистане активно внедряются информационные технологии в государственное управление. С целью информатизации деятельности предприятий и организаций, обеспечения информационной безопасности широко внедряются системы электронного документооборота и электронная цифровая подпись. С этой целью в республике организован специальный уполномоченный орган, которым зарегистрировано 9 центров по регистрации ключей ЭЦП, а количество выданных сертификатов ключей ЭЦП на сегодняшний день составляет более 200 тыс. единиц.

В настоящее время в результате реализации принятых мер по развитию ИКТ почти все (98,8%) государственных органы республики имеют веб-сайты в сети Интернет. Сегодня официальный веб-сайт государственного органа самое эффективное средство распространения информации о деятельности государственной организации среди неограниченного круга лиц. Согласно законодательству республики веб-сайты включены в число электронных СМИ и им придан статус информационных ресурсов государственных органов.

В результате реализации мер по развитию информационных ресурсов за истекшее время веб-сайты государственных органов приобрели необходимую степень функциональности и устойчивость в работе, значительно улучшился дизайн, информационное содержание и доступность, что позволяет формировать у населения целостное и объективное представление о деятельности государственных органов, а также эффективности государственного управления.

Отдельная статья законопроекта посвящена официальным веб-сайтам органов государственной власти и управления, в частности, размещаемой на них информации. Информация на сайтах должна обязательно датироваться и регулярно обновляться (не реже одного раза в неделю).

Также в этой статье определены основные требования к сайтам государственных органов, к ним относится обязательное размещение нормативных актов, информация о проводимых мероприятиях, об оказываемых услугах, о международных договорах, сведения об открытых тендерах, о доступных вакансиях и многое другое.

Посещая сайт государственного органа, гражданин должен иметь доступ к справочной информации о руководителях государственного органа, номерам телефонов и адресных реквизитов, электронным формам заявлений, бланков и других форм отчетностей, информации о порядке приема обращений граждан и многое другое.

В статье 10 закона РФ закреплена организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет.

В проекте закона предусмотрена возможность присутствия пользователей информации на открытых заседаниях, проводимых госорганами. План проведения открытых заседаний с указанием повестки дня, даты, времени и места проведения публикуется ежемесячно в СМИ или на официальном сайте.

Госорганы также могут дополнительно организовывать доступ к открытым заседаниям посредством прямой трансляции сигнала на телеприемники, размещенные в других помещениях госоргана.

Согласно законопроекту, пользователи имеют право обращаться в орган государственной власти и управления с запросом как непосредственно, так и через своего представителя. Запрос подлежит рассмотрению в 15-дневный срок со дня регистрации, если иное не предусмотрено законодательством.

Что касается средств массовой информации, то их запрос на получение информации о деятельности органа государственной власти и управления, а также об организации интервью должностных лиц рассматривается в максимально сжатые сроки, но не более пяти дней.

Если запрос не относится к компетенции органа государственной власти и управления, то он в течение пяти дней со дня регистрации направляется в тот орган, к полномочиям которых отнесено предоставление запрашиваемой информации, и уведомляет об этом пользователя.

Полный текст проекта закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» доступен на сайте Узбекского агентства связи и информатизации. Там же указаны способы внесения замечаний, предложений и комментариев по законопроекту.

С принятием закона будут созданы необходимые условия для объективного, оперативного и наиболее полного информирования граждан о деятельности органов государственной власти и управления, получение информации «из первых рук», обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти и управления что будет способствовать повышению общественного контроля за деятельностью государства.